Задать вопрос
Задать вопрос
×
Дeкриминализация деяний, связанных с нарушением правил оборота НС и ПВ

«Не наказывай грозным бичом того, кто заслуживает лишь плётки»

Гораций

 

«Государственный аппарат, обладая широчайшими возможностями по принуждению "подданных" ему лиц, может превратить административное наказание из средства цивилизованного и адекватного воздействия на волю субъектов общественных отношений в инструмент произвольного преследования и чрезмерного подавления всякой (как негативной, так и позитивной) воли граждан»

И.В.Максимов,

Административные наказания, 2009

 

  В статье 36 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (с изменениями на 25 марта 1972 года), посвященной вопросам наказания за нарушение правил оборота наркотиков, говорится, что «каждая Сторона принимает меры, которые обеспечат, что культивирование и производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка на каких бы то ни было условиях, маклерство, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотических средств в нарушение постановлений настоящей Конвенции и всякое другое действие, которое, по мнению Сторон, может являться нарушением постановлений настоящей Конвенции, будут признаваться наказуемыми деяниями в тех случаях, когда они совершены умышленно».

  Вместе с тем в Российской Федерации даже за неумышленное нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 228.2 УК РФ.

  При этом очевидно, что степень общественной опасности неосторожного нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, не повлекшего за собой тяжкие последствия, невысока, о чем косвенно свидетельствует и тот факт, что за такое деяние назначается наказание в виде штрафов и, как правило, не применяется такой дополнительный вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

  Низкий уровень общественной опасности подтверждается также и тем фактом, что ничтожные объемы утекших из легального оборота в незаконный составляют тысячные доли процента от объема всех нелегально обращающихся на территории Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ, и, как следствие, не могут оказывать какого-либо существенного влияния на наркосутуацию.

  Вместе с тем ввиду того, что последствия судимости для человека крайне негативны, медицинские работники, например, при оказании медицинской помощи, при наличии показаний к применению наркотических средств и психотропных веществ, стараются избегать их использования и назначения нуждающимся пациентам в связи с последующей угрозой возможного привлечения к уголовной ответственности даже при неумышленном нарушении правил оборота таких лекарственных средств.

  Об этом свидетельствует и крайне скромный уровень потребления опиоидных анальгетиков в медицинских целях в Российской Федерации, который по данным МККН ООН один из самых низких в Европе.

  Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 8 января  1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» на  руководителя юридического лица возложена персональная ответственность за осуществление контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах, в том числе за соблюдением установленных правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также ознакомление должностных лиц с указанными требованиями и допуск таких лиц к работе с  наркотическими средствами и психотропными веществами.

  Ответственность за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена статьей 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой нарушение таких правил влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств либо психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств либо психотропных веществ или без таковой.

  Одновременно руководитель юридического лица  имеет права и полномочия наказать должностное лицо, нарушившее возложенные на него должностной инструкцией,  приказом, распоряжением и т.п. обязанностей.

  Таким образом, привлечение должностного лица, нарушившего правила оборота наркотических средств и психотропных веществ неумышленно, в случае, если указанное деяние не повлекло за собой причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия, к уголовной ответственности представляется чрезмерным и в отношении него будет достаточно дисциплинарных мер, принятых руководителем юридического лица, уже привлеченного к административной ответственности по статье 6.16 КоАП России.

  Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что такое деяние, как нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ должностным лицом при совершении действий, перечисленных в части первой статьи 228.2 УК России, без умысла, по неосторожности, без корыстных побуждений, не повлекшее причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия, может быть декриминализировано без какого-либо негативного влияния на наркоситуацию в Российской Федерации.