Задать вопрос
Задать вопрос
×
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

  В соответствии с пунктом 3(2) Правил перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 449 (далее – Правила перевозки), охрана наркотических средств и психотропных веществ обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим их перевозку, имеющим лицензию на осуществление частной охранной деятельности. В случае ее отсутствия охрана наркотических средств и психотропных веществ осуществляется путем привлечения к перевозке в установленном порядке:
подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации или организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации;
ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти или организаций;
юридического лица, имеющего лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
  Из содержания пункта 3(2) Правил перевозки следует, что в нем только перечислены субъекты охранной деятельности, которые могут самостоятельно обеспечивать охрану перевозимых ими наркотических средств и психотропных веществ либо осуществлять охрану указанных средств и веществ путем привлечения к их перевозке.   
  Вопросы, связанные с организационно-правовыми основами создания и деятельности субъектов охранной деятельности, пунктом 3(2) Правил перевозки не регламентируются, а содержащаяся в нем отсылочная к установленному порядку норма свидетельствует о том, что юридическим лицам при решении вопроса об организации охраны перевозимых наркотических средств и психотропных веществ необходимо учитывать требования законодательства Российской Федерации в сфере охранной деятельности.
  Из анализа норм права в указанной сфере деятельности, в частности, Закона Российской Федерации от 11марта от 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона                от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», вытекает следующее.

  Согласно положениям статей 1, 1.1, 11 и 15.1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная деятельность определяется как оказание частными охранными организациями на возмездной договорной основе услуг юридическим лицам по охране принадлежащих им объектов (в том числе грузов при их транспортировке), на которые распространяется частная охранная деятельность.
  Частной охранной организацией является организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
  Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Ее филиалы могут создаваться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого частная охранная организация зарегистрирована.
  Таким образом, положение пункта 3(2) Правил перевозки об обеспечении охраны наркотических средств и психотропных веществ юридическим лицом, осуществляющим их перевозку и имеющим лицензию на осуществление частной охранной деятельности, на практике не применимо в отношении всех без исключения субъектов (производители лекарственных средств, их импортеры (экспортеры) и организации оптовой торговли ими, аптечные, медицинские, ветеринарные, научные, учебные и экспертные организации) оборота наркотических средств и психотропных веществ, которые, учитывая   цели их создания и их организационно-правовую форму, не смогут получить лицензию на осуществление частной охранной деятельности.  
  В случае обеспечения охраны наркотических средств и психотропных веществ путем привлечения юридическим лицом к их перевозке частной охранной организации, возможность такого привлечения ограничивается  пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором частная охранная организация (и ее филиалы) зарегистрирована и может осуществлять свою охранную деятельность.

  В соответствии с положениями статей 1, 5, 8, 9 и 26 Федерального закона             «О ведомственной охране» под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов (включая грузы при их транспортировке) от противоправных посягательств.
  В настоящее время перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. № 514. В указанный перечень включены МЧС России, Минобороны России, Минкультуры России, Минпромторг России, Минрегион России, Минкомсвязь России, Минсельхоз России, Минстрой России, Минтранс России, Росжелдор, Минфин России, Росрезерв и Минэнерго России.
Кроме того, федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти (Следственный комитет Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации).
  Организации, имеющие право создавать ведомственную охрану, определены в  статье 8 Федерального закона «О ведомственной охране». К ним относятся: государственные корпорации по атомной энергии «Росатом», по космической деятельности «Роскосмос» и по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», публичные акционерные общества «Газпром», «Транснефть, «НК «Роснефть» и «АК «Алроса».
  Также ведомственная охрана может создаваться государственными военизированными организациями, перечисленными в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. № 1314                        «Об утверждении правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», в частности, воинскими частями и организациями Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, СВР России, Росгвардии, ГФС России, ФСИН России, ФССП России, ФТС России, прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
  Таким образом, охрана наркотических средств и психотропных веществ может обеспечиваться юридическим лицом путем привлечения к их перевозке не только ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, как это предусмотрено пунктом 3(2) Правил перевозки, но и  ведомственной охраны федеральных государственных органов, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, а также государственных  военизированных организаций.  
  При этом ведомственная охрана может привлекаться только в случае, если юридическое лицо находится в сфере ведения соответствующего федерального государственного органа или организации либо перевозимые им наркотические средства и психотропные вещества являются государственной собственностью или собственностью соответствующей организации.

  Что касается указанной в пункте 3(2) Правил перевозки организации, подведомственной Росгвардии (ФГУП «Охрана» Росгвардии), то, в отличие от частных охранных организаций и ведомственной охраны федеральных государственных органов и организаций, ФГУП «Охрана» Росгвардии наделена полномочиями на осуществление на договорной основе охраны объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности, и, следовательно, в качестве охранной организации может быть привлечена любым юридическим лицом, осуществляющим перевозку наркотических средств и психотропных веществ.

  Хотелось бы отметить еще одно юридическое лицо, которое в настоящее время не указано в пункте 3(2) Правил перевозки, но в то же время в соответствии со специальными нормами федеральных законов от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ           «О почтовой связи» и от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» вправе самостоятельно обеспечивать охрану перевозимых им наркотических средств и психотропных веществ, и лицензия на осуществление частной охранной деятельности ему не требуется.
  В частности, речь пойдет о ФГУП «Главный центр специальной связи»     (далее – ФГУП «ГЦСС»), которое наряду с ФГУП «Охрана», ведомственной охраной и частными охранными  организациями относится к юридическим лицам с особыми уставными задачами.
  Как следует из положений статей 2, 3, 9, 16 и 17 Федерального закона              «О почтовой связи», ФГУП «ГЦСС» является организацией федеральной почтовой связи, оказывающей в качестве основного вида деятельности услуги специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи, – Россвязи.   Специальная связь Россвязи – один из видов почтовой связи в Российской Федерации.
  При этом положения Федерального закона «О почтовой связи» не ограничивают ФГУП «ГЦСС» в праве на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к услугам специальной связи (что также отражено в его уставе, утвержденном приказом Россвязи от 29 декабря 2017 г. № 294).
  Это подтверждается наличием у ФГУП «ГЦСС» лицензии (№ 112530 от          4 сентября 2013 г., выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) на оказание услуг почтовой связи, являющейся разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
  Согласно положениям статьи 20 Федерального закона «О почтовой связи», регламентирующей общий порядок обеспечения сохранности почтовых отправлений всеми операторами почтовой связи (то есть организациями почтовой связи – юридическими лицами любых организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, на основании лицензии оказывающими услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности), ФГУП «ГЦСС» обязано обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений.
  При этом, как и любая другая организация федеральной почтовой связи, ФГУП «ГЦСС» имеет право на приобретение служебного оружия, необходимого для выполнения возложенных на него Федеральным законом «О почтовой связи» обязанностей по обеспечению сохранности почтовых отправлений в порядке, предусмотренном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом «Об оружии». Что также корреспондируется с положениями статей 4 и 12   Федерального закона «Об оружии», согласно которым ФГУП «ГЦСС» для исполнения возложенных на него федеральным законом обязанностей имеет право не только на приобретение служебного оружия, но и на получение во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, которое может использоваться им в качестве служебного оружия.
  Работники ФГУП «ГЦСС», наряду с работниками организаций федеральной почтовой связи, наделены правом применения имеющегося у них оружия в порядке, установленном Федеральным законом «О ведомственной охране» для применения специальных средств и служебного оружия работниками ведомственной охраны.
  В настоящее время у ФГУП «ГЦСС» имеется лицензия на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с указанием в ней видов работ по  перевозке наркотических средств и психотропных веществ.
  Согласно абзацу второму пункта 4 Правил перевозки юридическое лицо осуществляет перевозку наркотических средств и психотропных веществ на основании заключенного в установленном порядке с другим юридическим лицом договора, в том числе договора перевозки, в соответствии с которым у одной из сторон договора возникает обязанность осуществить перевозку наркотических средств и психотропных веществ.
  Таким образом, несмотря на отсутствие ФГУП «ГЦСС» среди субъектов охранной деятельности, указанных в пункте 3(2) Правил перевозки,                       в соответствии со специальными нормами федеральных законов от 17 июля          1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» и от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» ФГУП «ГЦСС» при осуществлении перевозки наркотических средств и психотропных веществ в почтовых отправлениях на основании договора перевозки, заключенного с любым юридическим лицо, и при соблюдении всех обязательных требований, предусмотренных Правилами перевозки (издание приказа о назначении лиц, ответственных за перевозку наркотических средств и психотропных веществ, допущенных к работе с ними; наличие маршрута их перевозки; соблюдение требований к транспортными средствам, таре и упаковочным материалам и др.), вправе самостоятельно осуществлять охрану перевозимых им наркотических средств и психотропных веществ и лицензия на частную охранную деятельность или привлечение иных охранных организаций при этом ему не требуется.